Шяуляйский велосипедно-моторный завод «Вайрас» начал производство двигателя Ш – 62. Он
предназначен для комплектации мокиков «Карпаты» и «Рига-22»,
выпуск которых освоили львовский мотозавод и завод «Саркана Звайгзне» в Риге.
Ш – 62 оснащен кик-стартером. Таким образом, следуя принятой международной терминологии, машины «Карпаты» и «Рига-22» с такими двигателями надо называть уже не мопедами, а мокиками. Модернизация коснулась, прежде всего, электрооборудования. На двигателе установлен новый генератор переменного тока модели «26.3701» с повышенной до 45 Вт мощностью. Он может работать как в комплекте с блоком «стабилизатор – коммутатор» БСК-25.3734 и высоковольтным трансформатором (катушкой зажигания) Б300Б, так и с аккумулятором, блоком БСК-251.3734 и высоковольтным трансформатором Б300Б. Более мощный генератор позволил усилить звуковой сигнал, ввести в задний фонарь стоп-сигнал, улучшить работу системы зажигания. Кстати, на Ш – 62 применена бесконтактная транзисторная система зажигания, которая не только обеспечивает более надежный пуск двигателя, но и избавляет владельца машины от регулировок зазора в прерывателе.
Установка нового генератора, замена педального привода кик-стартером, усовершенствование
коробки передач, перемещение точек крепления двигателя повлекли за собой изменение в целом формы картера, а также его крышек.
В соответствии с новыми техническими условиями, более точно отражающими показатели
двигателя, установлены новые значения мощности, крутящего момента и соответствующих им
чисел оборотов коленчатого вала. Ш – 62, как и его предшественники Ш – 58 (с кик-стартером) и Ш – 57 (с педальным приводом), сблокирован с двухступенчатой коробкой передач, переключение которых по-прежнему осуществляется вращающейся рукояткой руля. На выпуск нового двигателя завод полностью перешел в мае 1981 года, и одновременно прекращено производство модели Ш – 58. Однако по согласованию с мотоциклетными заводами и торгующими организациями «Вайрас» продолжает изготовление и поставку в торговую сеть
запасных частей для двигателя Ш – 57 и Ш – 58.
Шяуляйский велосипедно-моторный завод «Вайрас» начал выпуск нового двигателя В—50 рабочим
объемом 49.8 см. Он предназначен для мокиков «Рига» и «Карпаты». По мощностным и
экономическим параметрам В—50 не отличается от прежних моделей Ш—62 и Ш—62М. Мощность
равна 1,6—2,0 л.с. при 4800—5200 об/мин. Однако в конструкцию внесены серьезные
усовершенствования, которые существенно улучшили потребительские качества двигателя,
в частности надежность в эксплуатации. Изменения претерпели практически все основные узлы
и детали. Так, в коробке передач увеличено межосевое расстояние валов, прочнее стали
шестерни и вместо подшипников скольжения применены подшипники качения. Сцепление имеет
теперь три пластмассовых диска. Надежнее стали его внутренний барабан, подшипник нижней
головки шатуна (благодаря применению роликов диаметром 4 мм и длиной 8 мм). Кроме того,
увеличен диаметр поршневого пальца, что благоприятно сказалось на долговечности втулки в
верхней головке шатуна, а в перспективе даёт возможность использовать игольчатые подшипники.
Все эти новшества, направленные на повышение надежности, естественно, исключают
взаимозаменяемость многих деталей между двигателями Ш—62М и В—50. Однако в сборе последний
может быть установлен вместо прежних моторов Ш—62М и Ш—62. Без изменения остались многие
детали, наиболее часто заменяемые в процессе обслуживания и мелкого ремонта. Это – прокладки
и сальники, поршневые кольца, детали механизма выключения сцепления. Кроме того, взаимозаменяемы
со старой моделью цилиндр и его головка, карбюратор, электрооборудование. Новый двигатель
пускается кик-стартером и сблокирован с двухступенчатой коробкой передач, имеющей ручное
переключение. Двигатель рассчитан на использование в качестве базовой модели для разных
модификаций. Уже закончены работы по созданию вариантов с ножным переключением передач,
с жидкостным и принудительным охлаждением, а также с обратным пластинчатым клапаном на
впуске.